Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу.

К вопросу о похищении невест в России.

Легкомысленная, казалось бы, песня М. Пляцковского и М. Фрадкина «Увезу тебя я в тундру» посвящена широко распространенной в прошлом у многих народов (в том числе народов севера) форме брака умыканием (похищением невесты). Как гласит исторический словарь, «умыкание – форма заключения брака, похищение невесты, возникшая в период разложения первобытно-общинного строя. Одни из первых упоминаний о нем мы можем встретить в Библии в описании войны между Израилем и коленом Вениамина, которая чуть не закончилась полным уничтожением последнего. Израильтяне поклялись не давать своих дочерей колену Вениамина, но, смилостивившись, позволили 600 выжившим вениамитянам похищать себе невест во время ежегодного Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу. праздника в Силоме. Несколько позднее, как упоминает один из поздних мидрашей, царь Саул из колена Вениамина оказался слишком робок, чтобы схватить одну из плясавших в виноградниках девушек, и она сама побежала за ним. С этим эпизодом связывается упрёк, который Саул бросит своему сыну Ионафану — «сын дерзкой женщины». Хорошо известно о существовании умыкания невест в Античности. Достаточно вспомнить Елену Прекрасную и Париса. Еще Геродот описывал древний обычай энохов из Иллирии, когда девицы на выданье вместе с родителями приезжали в определенное место, куда прибывали и готовые жениться мужчины. За невесту родители получали выкуп. Кстати, обычай выкупа у древних бриттов Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу. назывался wed, откуда и пошло слово wedding, то есть свадьба. Историю о похищении невест можно также встреть в предании об основании Рима, известную под названием похищение сабинянок. По рассказам римских историков, Рим был заселён одними только мужчинами; соседние племена не хотели выдавать своих дочерей замуж за бедное население Рима. Тогда Ромул устроил праздник консуалий и пригласил соседей. Те явились со своими семействами. Во время праздника римляне неожиданно бросились на безоружных и похитили у них девушек, что впоследствии привело к Сабинской войне. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем. У древних славян: древлян, вятичей и родимичей существовал обряд Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу. похищения невест. Во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили с их согласия в свои дома. У русских случаи похищения невесты женихом без согласия родителей, но с согласия невесты существовали даже в XX веке. На Русском Севере таких непослушных родительской воле девушек называли «самокрутками».

Эволюционисты XIX века считали обычай умыкания пережитком, на основании которого можно реконструировать социальное устройство древнего общества. Например, Дж. Мак-Леннан пришел к выводу о всеобщей стадии развития, на которой брак вообще основывался на похищении невесты. «Исторически похищения невест делились на несколько видов: против воли, с согласия невесты, с согласия невесты и родителей, – рассказывает Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу. старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук Любовь Соловьева. – Почти то же самое остается и сейчас. По традиции невесту увозят в дом жениха и приглашают туда ее родственников. Потом они вместе спрашивают невесту, согласна ли она на брак. Если да, то начинались приготовления к свадьбе, нет – ее отпускали. В Адыгее одна женщина рассказала, что ее похищали аж пять раз. Ее отцу, видимо, все это надоело, и он сказал: в следующий раз украдут – не поеду за тобой. Правда, на шестой раз ей жених понравился, и она вышла-таки замуж». «Есть еще один момент. Когда старшая Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу. сестра не замужем, неловко сватать младшую, – поясняет руководитель правозащитной организации «МАШР» Магомед Муцольгов. – Чтобы семье сохранить лицо, приходится вспоминать традиции»...



Советский Уголовный кодекс предусматривал соответствующее наказание за принуждение женщины к выходу замуж. Причем карались не только будущие женихи, но и ближайшие родственники невесты, способствовавшие похищению. Так, до 1995 года родителей невесты, принявших за невесту деньги, скот или другое имущество, могли посадить в тюрьму на срок до года, с конфискацией выкупа. Уплата калыма каралась общественным порицанием, а в самом худшем случае – исправительными работами на срок до одного года. Само похищение невесты наказывалось двумя годами лишения свободы. В 1996 году новый УК Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу. РФ главу «преступления, составляющие пережитки местных обычаев» отменил. А заодно позволил похитителям почувствовать себя в безопасности. «Поскольку кража невест обычно происходит в группах, то злодеяние подпадает под ч. 2 статьи 126 Уголовного кодекса, – поясняет адвокат Артур Пан. – И тогда преступнику грозит до 15 лет тюрьмы. Хотя в разных регионах своя специфика. Скажем, в Москве, Петербурге, Красноярске наказание будет суровым. А, к примеру, в Ингушетии преступник может отделаться и условным сроком». Статья 126 УК РФ предусматривает за похищение человека наказание от четырёх лет лишения свободы. Но примечание к статье гласит: "Лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу. иного состава преступления". Именно это примечание работает на восточные обычаи и на Кавказе, и в Центральной России.

В 2010 г. президент Чечни Рамзан Кадыров заявил о своем намерении бороться с умыканием невест. Отныне этот обычай под запретом. Он признан противоречащим нормам ислама и чеченским традициям. Теперь воровство невест приравнено Рамзаном Кадыровым к похищению человека, со всеми вытекающими, согласно Уголовному кодексу России, последствиями. Помимо наказания предусмотренного законом, родственники назойливого жениха будут караться штрафом в миллион рублей в пользу родителей похищенной девушки. Президент Чечни заявил, что к борьбе с умыканием девушек будут активно привлекаться сотрудники правоохранительных органов республики. Житель Грозного, журналист Асланбек Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу. Дадаев, один из сторонников запрета старинного обычая говорит, что в последние годы похищений невест стало больше. Как это ни странно, проблема актуализировалась уже после «наведения конституционного порядка» в Чечне. «Действительно, сейчас, в связи с тем, что молодежь работает и в силовых структурах, априори имеет возможность диктовать какие-то условия. Могут без проблем приехать, взять невесту, умыкнуть девушку. Такие случаи стали происходить чаще. Когда в республике было безвластье, при Дудаеве, при Масхадове, каждая семья имела и оружие, были сплочены родственники друг с другом, чтобы, если что-то случится, встать с оружием в руках. Против такого аргумента, конечно, ничего не скажешь Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу.».

Сегодня такие истории все чаще стали происходить и за тысячи километров от Северного Кавказа. Так, в июле 2007 года в Приморском крае была похищена 16-летняя девушка. Она шла по улице Вокзальной города Спасск-Дальний из магазина, когда рядом с ней затормозил микроавтобус. Из него выскочили трое, набросились на девушку, несколько раз ударили ее, а потом силой затащили в машину и скрылись. По предварительной версии, девушку украл потенциальный жених. В мае того же года жительница Ставропольского края организовала похищение 14-летней невесты для своего сына. Вместе с друзьями она приехала в станицу Урухская, где жила девушка. Мужчины, вооружившись бейсбольными битами, проникли в ее дом Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу., похитили девушку и, усадив в «Газель», привезли в палатку на автовокзале Владикавказа. Через два дня родители девушки выяснили, где их дочь, и попытались вызволить пленницу. Однако похитители железными прутьями отбили девушку. После вмешательства милиции несостоявшаяся невеста вернулась домой. Георгиевский суд приговорил излишне заботливую мамашу к шести годам тюрьмы. В середине января 2007 г. похожий инцидент произошел в Нижнем Новгороде. Несколько молодых людей подсторожили 19-летнюю студентку медицинского училища в Ленинском районе и увезли ее в неизвестном направлении. Девушка ухитрилась позвонить родителям и сказать, что ее перевозят с одной квартиры на другую, так что своего точного местонахождения она не знает Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу.. Родители были в панике: в 2005 году таким же образом похитили и принудили выйти замуж их старшую дочь. Они предположили, что организатором похищения может быть 25-летний выходец из Армении. Как выяснило следствие, он заставил девушку написать расписку, что она добровольно поехала с ним. Спустя некоторое время пленница вернулась домой. В июне 2005 года 19-летнюю жительницу деревни Смирново Пышминского района Свердловской области больше недели похитители прятали в разных домах, добиваясь от нее согласия выти замуж. Загадочным женихом оказался 60-летний мужчина, с которым некоторое время жила девушка. Чтобы завоевать сердце возлюбленной опять, он решил ее украсть, а потом освободить. Впрочем, «спасению» помешали милиционеры. Суд приговорил Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу. соучастников к 7 годам тюрьмы, а организатор отправился на лечение в психиатрическую клинику.

Но неправильно думать, что на похищение невест способны только темпераментные уроженцы Кавказа и Средней Азии. Судя по ненецкому эпосу, умыкание – древний ненецкий обычай. Самые распространенные темы сюдбабц (эпических сказаний) – добывание жены и кровная месть за убийство к.-л. из близких родственников или за нанесенную обиду. Путь за женой, обычно долгий и опасный, мог привести к военному столкновению и похищению невесты. На обратном пути герою нередко приходится преодолевать препятствия: то его настигает жаждущий мести отец невесты , то нападают иные претенденты на ее руку. Этнографы установили, что этот обычай Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу. просуществовал у народов севера до начала 20 века. «В последнее время, — писал в 1900 году А.Г. Воронов о селькупах, — у самоедов женихи часто вовсе не засватывают невест, а уговаривают их бежать от родителей и увозят к себе...Похищение невесты происходит с ее согласия». Через некоторое время жених и невеста (теперь уже молодые муж и жена) приезжают к родителям новобрачной просить прощения. Срок между похищением и попыткой примирения не был регламентирован. Часто молодые приезжали с повинной уже через неделю, иногда же примирение оттягивалось на целый год, в ряде случаев — до рождения ребенка. Выходя замуж «убегом», девушка лишала родителей Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу. возможности получения калыма. Поэтому и она, в свою очередь, не имела приданого, во всяком случае, до «прощения» молодых родителями. Н.Н. Ядне, рассказывая о похищении отцом ее мамы, пишет: «Три года родные не давали приданого — не могли простить ее дерзкого побега, да еще с бедным женихом. Когда родился первенец, родные все же пригнали целое стадо оленей, много нарт с вещами, мехами. А через два года младшую сестру моего отца увезли — по всем правилам свадебного обряда — в жены моего дяди, в стойбище, откуда когда-то была украдена моя мама». У хантов обычай похищения невесты (а затем и примирения с ее Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу. родителями) был очень похож на ненецкий и селькупский. По мнению А. Артюхова, «Брак «убегом» существовал как бы в противовес браку с уплатой калыма. При этом брак «убегом» противостоял браку с уплатой калыма не только в экономическом отношении. «Похищение» девушки происходило, как правило, с ее согласия, в то время как при браке с уплатой калыма воля невесты вообще не учитывалась. В этом случае брак «убегом» являлся как бы промежуточным звеном между браком с уплатой калыма и браком со свободным выбором партнера».

В сводках криминальной хроники УМВД РФ по НАО и ЯНАО случаи похищения девушек пока ещё единичны. В основном похитители увозят их Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу. на машинах и снегоходах к себе домой или в какое-нибудь безлюдное место не с целью заключения брака, а просто с целью изнасилования. Но, учитывая то, как мода на похищения распространяется по всей стране (некоторые агентства даже предлагают новобрачным такую услугу), а также изменение этнического и конфессионального состава населения Крайнего Севера, число таких случаев будет с каждым годом увеличиваться.


documentazyvlyv.html
documentazyvtjd.html
documentazywatl.html
documentazywidt.html
documentazywpob.html
Документ Увезу тебя я в тундру, в горы, в степи и тайгу.